Консультация для педагогов "Теоретические основы дидактической системы Ф. Фребеля"
25 ноября 2022
Слайд 2.
На современном этапе развития образования детей дошкольного возраста ФГОС предполагает перенос акцента на развитие личности ребёнка во всём его многообразии: любознательности, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности, креативности, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности личности и, как следствие, общества и государства.
В современном мире очень актуальна проблема становления творческой личности, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. Этого можно достичь посредством познавательно-исследовательской деятельности, так как потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской активности, направленной на познание окружающего мира. В дидактической системе Фребеля акцент сделан именно на познавательно-исследовательскую деятельность, которая направлена на получение новых и объективных знаний.
Слайд 3.
Одним из значимых направлений познавательно-исследовательской деятельности является детское научно-техническое творчество, а одной из наиболее инновационных областей в этой сфере — образовательная робототехника, объединяющая классические подходы к изучению основ техники и информационное моделирование, программирование, информационные технологии.
Суть научно-технического творчества заключается в применении достижений науки для создания технических изделий, отвечающих заданным требованиям. Базовым методом технического творчества является конструирование, т. е. создание нового из набора уже имеющихся, готовых элементов, хотя в последнее время происходит внесение в техническое творчество элементов проектной деятельности.
Слайд 4.
В настоящее время высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. Новые государственные образовательные стандарты требуют внедрения современных технологий в образовательный процесс. Ответить на этот вызов может лишь принципиально новая конструкция образовательной среды, составной частью которой является развивающая предметно-пространственная среда.
Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фрёбеля» лежит в основе STEM-образования, так как теоретические позиции и практические разработки автора созвучны современным педагогическим идеям. Кроме того, данная система в силу своей универсальности может выступать в качестве основополагающей для пропедевтики STEM-образования в детском саду, поскольку в ней систематизированы знания из всех перечисленных областей: «science» — «наука», «technology» — «техника», «engineering» — «инженерия», «mathematics» — «математика».
Слайд 5. Целью дидактической системы Фридриха Фрёбеля является формирование естественнонаучной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста.
Слайд 6.
Задачи дидактической системы:
- Формировать умение экспериментировать с предметами окружающего мира.
- Развивать умение осваивать математическую действительность путем действий с геометрическими телами и фигурами.
- Способствовать освоению пространственных отношений.
- Развивать конструкторские способности в различных ракурсах и проекциях.
Слайд 7.
Главным делом жизни Фрёбелястало устройство воспитательных заведений для детей, которые ещё не учатся в школе.
Образовательная программа, реализованная Фрёбелем в созданных им учреждениях, была весьма обширной.
Она состоит из отдельных образовательных модулей, рекомендованных как к комплексному, так и к самостоятельному использованию в детских садах. При полном или частичном объединении модулей в универсальную образовательную систему допускается внесение правомерных корректив в содержание с целью максимально эффективного развития интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и их вовлечения в научно-техническое творчество. Программа включает такие предметы, как искусство, естествознание, история и языки; дети изучают природные ресурсы, способы их использования и переработки сырья; уделяется внимание трудовому воспитанию. Образовательный процесс является двусторонним, с обоюдным включением в него ребёнка и наставника. Педагоги должны проявлять, наряду с требовательностью и строгостью, гибкость, снисходительность, искреннюю заинтересованность в развитии индивидуальных качеств детей. Воздействие на ребёнка производится путём побуждения к различным видам деятельности.
Слайд 8.
Основными из них Фрёбель считает игру, учёбу и труд, в ходе которых дети получают развитие природных способностей. Такой подход реализовывался на всех этапах обучения, в том числе и в детских садах, где в центре внимания оказывалась игра под руководством специально обученных воспитательниц-«садовниц». Всё многообразие занятий, в которые предлагается вовлекать детей, Фрёбель объединил в стройную систему. В своей работе он опирался на представление о природе ребёнка: его подвижности, непосредственности, прогрессе физических и умственных сил, общительности, любознательности. Это нашло отражение в созданной им методике дошкольного воспитания, которая базируется на развитии органов чувств, движений, мышления и речи.
Игра является базовой потребностью ребёнка, инстинктивным, естественным состоянием, собственно, жизнью, считал Фрёбель. Именно через игру ребёнок транслирует свое восприятие действительности и свои внутренние силы; через его действия, будь то укачивание куклы или имитация работы, можно понять, что малыш чувствует, испытывая на себе то или иное воздействие окружающих людей: родителей, друзей, воспитателей, соседей.
Кроме того, Фрёбель указывал на неразрывную связь детской игры и развития речи. Фрёбель полагал, что с помощью специальных материалов для игр можно раскрыть потребности детей, развить их индивидуальные способности. Фактически немецкий педагог первым в истории придумал образовательные средства, которые сегодня самым широким образом используются и в практической деятельности — и воспитателями в детских сада, и родителями дома.
Слайд 9.
Много созвучных с педагогическими взглядами Ф. Фрёбеля позиций мы сегодня находим в федеральном государственном стандарте дошкольного образования: полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; уважение личности ребёнка; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; развитие детей в специфических видах деятельности: прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие
Принципы дошкольного образования, на которых базируется ФГОС ДО, имеют с общественными и педагогическими взглядами известного немецкого педагога единую общегуманистическую основу. Они получили распространение во многих странах. И хотя дидактическая система Фрёбеля зачастую подвергается критике за чрезмерный контроль за деятельностью ребёнка, на сегодняшний день практика организации детских садов распространена фактически повсеместно. Ведущие отечественные педагоги — К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. Н. Водовозова, П. Ф. Лесгафт, Л. К. Шлегер, Е. И. Тихеева — высоко оценили вклад Фрёбеля в развитие дошкольного образования. Хорошо известно исследование Л. М. Волобуевой, составителя сборника «Будем жить для своих детей» (Л. Волобуева. Ф. Фрёбель. Будем жить для своих детей. — М., 2000), в котором представлен системный анализ мировоззрения, идей и практических находок выдающегося педагога.
Слайд 10.
Также Фрёбелю принадлежит всем известная возрастная периодизация «младенчество, детство, отрочество, юность». Каждому периоду в ней соответствуют виды деятельности, оптимальные именно в это время для эффективного развития, и способы наиболее продуктивного влияния. Например, уход является ключевым воздействием на ребёнка в младенчестве, воспитание — в детстве, и обучение — в отрочестве. Также важно своевременно определить, с какими объектами ребёнок будет контактировать по мере развития. Надо создать вокруг него предметную среду, которая послужит делу развития личности, мотивации к постижению окружающей действительности.
Слайд 11.
Таким образом, Фрёбель стал первым, кто подарил миру полноценную, самостоятельную, методически выверенную дошкольную систему, включающую дидактические материалы для реализации воспитательной и образовательной деятельности на практике. Именно его учение способствовало выделению дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки.